[[pagetitle_add]] [[description_add]]

четверг, 11 июля 2013 г.

# 40 Наш ответ сексзависимости




Примечание: Главное - текст,  картинки с/без

надписи не несут смысловой нагрузки.


Тезис 1. Однозначного исцеления от секс-зависимости нет. Как впрочем, и от алкоголизма, табакокурения, наркомании и облысения. Почти все, что есть на рынке - обман (FRAUD).




Тезис 2. «Небольшая надежда» – Анонимные алкоголики (АА), Анонимные сексоголики, наркоманы и т.п. АА утверждают, что процент исцеления (при ПОЛНОМ отказ от алкоголя) составляет 70%. Было бы 10% - и то хорошо.
Однако в России «американский» опыт, судя по всем, не прижился.






Тезис 3. А как же случаи исцеления благодаря «собственной силе воли», бабе Нюре, элитным медицинским и «религиозным» клиникам и многочисленным целителям?




 Ответ см. стр.  # 28 моего блога (роль т.н. Общих факторы в процессе Метанойи или изменений) http://www.blogger.com/blogger.g?blogID=4550538941604564209#editor/target=post;postID=9063193646279112738;onPublishedMenu=overview;onClosedMenu=overview;postNum=11;src=postname

Тезис 4. Такого понятия, как «сексуальная зависимость» или какой-либо другой зависимости, (включая алкогольную) в медицинской литературе не существует (DSM-IV-TR, 2000). Это расстройство, скорее всего, подпадает под категорию расстройств злоупотребления психоактивными веществами (химзависимость) и предполагает наличие некого вещества вне организма человека.




Тезис 5. То, что называют "сексуальной зависимостью", правильнее называть гиперактивное сексуальное желание, которое отличается от других зависимостей отсутствием вводимого в организм химического вещества.



Общие физиологические обоснования зависимости и абстинентного синдрома связаны с системой вознаграждения головного мозга (Олдс, 1958; Panksepp, 1993, 1998). 



Биогенные амины, такие как дофамин (вызывает чувство удовольствия) и связанные с ним вещества, такие, как фенилэтиламин, передают сигнал о «сильном желании» и сексуальном возбуждении, поэтому человек реагирует на это навязчиво-принудительно, т.е. автоматически (Лейбовиц, 1983).





Сексуальная зависимость и Православная (Ортодоксальная) духовность

У святых отцов – аскетов не существовало термина «зависимость». Они называли эти явления «страстью» и «привычкой».



Отцы учили, что страсти, в нашем случае похоть, возникают благодаря органам чувств, в основном зрению, но также слуху, вкусу, осязанию и обонянию. «Блуждающие - похотливые мысли» о прошлых событиях и предвосхищение событий в будущем также способствуют вызыванию «Блудного беса»


 (суккуб, инкуб и т.п.).







Стадии формирования страсти (по Преп. Иоанну Лествичнику (6-7 в.), Св. Григорию Синаиту)

Первая стадияприлог (провокация, внушение, суггестия, простое слово или образ, картинка какого-то предмета или человека, являющиеся уму и вносимые в сердце).








Вторая стадия –  сочетание: разговор с образом, чувственный или бесстрастный.




Третья стадия сосложение: согласие души с навязанной мыслью (промыслом) и услаждение будущими действиями.




Четвертая стадия пленение: насильственное и невольное увлечение сердца, или продолжительное мысленное совокупление с предметом, разоряющее наше доброе устроение.




Пятая стадия борьба: равенство сил перед атакой, – победа или поражение по воле Святого Духа.




Шестая стадия страсть: порок, от долгого времени вгнездившийся в душе, и через навык сделавшийся как-бы природным ее свойством (привычкой), так что душа уже произвольно и сама собою к нему стремится.




«Тонкие психологи, отцы-аскеты, на основании своего опыта знают, что опасность страсти не только в том, что она проникла в душу человека, но и в том, что она потом властвует над человеком через привычку, через воспоминание, через бессознательное влечение к тому или иному греху» (арх. Киприан (Керн).



Слова блуд, заблудиться, блуждать, бля.. - - все одного корня.


Бихейвиоральный психолог Б. Ф. Скиннер сделал вывод о том, что на некоторые стимулы человек дает автоматически конкретные реакции, т.е. стимулы срабатывают потому, что реакция на них связана с последующим вознаграждением. Например, порнографическая картинка управляет реакцией человека и дальнейшими действиями, которые приводят к сексуальному возбуждению.




Скиннер и др. обнаружили, что часто даже «нейтральные» стимулы




 при многократном использовании могут приводить к автоматической реакции. Например: экран монитора - включение ПК - переход на порносайт. 




Аналогично: «красный фонарь» - паркуйся – стрип-клуб – эротический танец. Таким образом, подобные реакции усиливаются выше упомянутой системой поощрения головного мозга.




Нил Постник (IV в.) писал, что страсть, вошедшая в привычку (привычка – вторая натура) становится пороком.
Св. Григорий Синаит считал, что «причина и источник страстей лежит в злоупотреблении вещами …(и)…отражается в смещении воли».


Притча о Блудном сыне: психолого-духовная парадигма исцеления



Работа отцов церкви в сочетании с результатами исследований клинической психологии указывают на возможность лечения и исцеления циклов зависимостей. (Об этом подробно – в предыдущем в  # 39 моего блога).При этом подчеркивается, что в основе лечения и исцеления должна быть вера в Бога. Бог есть источник, путь и конец всего исцеления.

I. Осознание проблемы или «Прийти к себе»

Притча о блудном сыне показывает нам точку начала исцеления. Блудный сын, как это сказано в Евангелии, «... собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лук 15,13). И он совсем не скучал по своему отцу.



Возвращение к целостности у Блудного сына произошло тогда, когда он «пришел в себя» (Лк. 15:17). Он по-прежнему живет в далекой стране. Его наследство потрачено, и он по-прежнему отделен от своего отца. По сути, эта фраза означает, что блудный сын начинает осознавать своей эгоцентризм: свое отчуждение от других, свою деградацию, утрату наследства – всего, что привело его к состоянию духовной нищеты.




«Эгоцентризм блудного сына отражается в нашем обществе в виде излишней озабоченностью сексом.



 Эгоцентричная сексуальная активность – в одиночку, с другими людьми, в группах, в однополых отношениях, с животными и объектами – стала настолько распространенной и навязчивой, что для многих людей стало таким же обыденным, как и чистка зубов.



 Подобно блудному сыну человек с сексуальной зависимостью должен «прийти к себе» и развивать чувство внутренней скорби и плача о своем положении. Это трудный путь, так как человек в трясине сексуальной зависимости часто не видит, что он живет в духовном пойле» 
(о.Морелли).

Психологи отмечают, что осознанию или "приходу к своему я» часто предшествует некоторые последствия сексуальной зависимости, такие как: потеря работы или плохая оценка работы, обнаружение зависимости супругом/ой и т.д.




 Для блудного сына таким событие стал голод, когда у свиней было больше еды, чем у него.




Обычно приход к своему я наступает в 33 года, когда начинаешь задумываться о  жизни – спасибо умным вопросам старших друзей и коллег. ДО этого возраста – скорее всего все бесполезно.


II. Приверженность программе исцеления
Отцы-аскеты учили, что для исцеление необходима решимость, проистекающая от силы души, когда наши желания и наш ум становятся оружием по воле Божией.



Психологи уповают на разработку эффективного плана действий для реализации поставленной цели, а именно:

1.      Овладение техниками реагирования на болевые сексуальные стимулы (выбросить порно журналы, диски, сказать «нет»), по стадийные задания и отчет консультанту.



2.      Косвенный опосредованный опыт - наблюдение за тем, как другой зависимый справляется со сходными проблемами.




3.      Использование речевых формул, которые ведут к действию и само поощрению. Сказал себе «выброси журнал», сделал это и похвалил себе «молодец!». Увидел картинку – стал читать молитву – нажал «выход» на компе – «Ай да я, ай да сукин сын»!



4.      Знание физиологии образования цепочек удовольствия и соответственно , как на это реагировать, чтобы избежать депрессии, уныния от поражения и низкой самооценки.



III. Исцеление идет от Бога




(У АА тоже самое, правда там есть подмена Бога на «Высшую силу», которая может быть совсем «не доброй»).

Важно помнить, что овладение упражнениями, которые помогают человеку преодолеть свою зависимость, может быть достигнуто только через Божью силу.

Святой Нил Постник писал, что изменить свою природу (и свои привычки) трудно, но все возможно Богу.

Св. Иоанн Лествичник писал, что сокрушаясь о своей беспомощности - получишь свою награду.

IV. Практические психолого-духовные техники


·       Икона у ПК – напоминание о том, как надо реагировать при возникновении прилога – провокации. (Многие водители прикрепляют иконку в салоне – зачем они это делают?).




·        Избавься от всех ненужных стимулов (порно журналы, закладки порно сайтов, не смотреть возбуждающие программы и передачи по ТВ, не ходить в стрип бары, если не можешь сам справиться.



1) Делай все возможное, чтобы избавиться от этой проблемы (греха) и
2) Исповедуйся своему духовному отцу и будь открытым со своим консультантом.





  • Береги глаза свои от соблазнительных образов. «Не позволяйте глазам своим блуждать туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтоб с помощию глаз твоих не низложил тебя противник твой» (Св.Ефрем Сирианин (IV в.).



  • Будьте бдительны. Всегда держите при себе банк адекватных реакций (Иисусова молитва, 90 псалом, или любую другую молитву, которая обращена к Богу для отражения необузданной, сексуальной похоти).



  • Будьте целиком и полностью привержены программе исцеления.
    Только 100% участие гарантирует избавление.


«Половые отношения - секс - это прекрасный подарок от Бога и благословен, когда практикуется так, как предписано Богом.



Похоть губительна. Вместо любовного и творческого союза… секс стал эгоцентричным. Он деградирует в индивидуальные акты похоти, которые манипулируют людьми и изолируют их друг от друга. Секс стал жестким орудием контроля» (о. Мирелли).




Природа прекрасна, все добродетельное естественно, а все неестественное порочно, страстно и достойно осуждения. 




Аскетическая борьба ведется не против естества, а против неестественно противоестественного. 



Убиваются не телесные потребности, а неправильное пользование ими.  



Запрещается не употребление тварного, а злоупотребление им.




В этой соотносительности можно противопоставлять «мир» Богу, тело – духу, земное –з небесному и т.д. 
Григорий Палама.





Литература

1.     Farther George Morelli (orthdoxytoday.org)
2.     Св. Алексий Мороз «Основы православной психологии (путь к исцелению)». СПб., 2012
3.     Св. А.Мороз. В.Цыганков «Уроки трезвости». СПб., 2009.
4.     Митрополит Иерофей Влахос «Православная психотерапия»

Комментариев нет :

Отправить комментарий